Каталог Мото
Отзывы
Спец. статьи

Основные неисправности автоматической коробки передач

Автоматическая коробка передач, она АКПП и коробка-автомат, обладает небольшим преимуществом в плане удобства управления ею по сравнению с классической механической коробкой передач.

Конструкция ее такова, что она самостоятельно меняет передаточное число, поступающее от силовой установки, в зависимости от режима работы мотора. В механической же коробке передач смена числа производится самим водителем, при этом потребность в переходе на низшую или высшую передачу он определяет сам.

Но удобство в применении автоматической коробки, которая сама определяет, какая скорость должна быть включена при определенном режиме силового агрегата, имеет и отрицательную сторону. Конструктивно она сложнее механической коробки, поэтому возможность неисправности ее значительно выше.

Конструкция АКПП

Состоит автоматическая коробка передач из нескольких основных элементов. Одним из элементов является гидротрансформатор. Если сравнить АКПП с механической коробкой, то гидротрансформатор по своей функции не что иное, как сцепление. Его основная задача – передача крутящего момента от колен. вала на коробку передач, однако работа его нуждается во вмешательстве водителя.

Состоит гидротрансформатор из двух колес – насосного и турбинного, статора, блокировочной плиты и обгонной муфты. В качестве рабочего элемента у гидротрансформатора выступает жидкость, а именно специальное трансмиссионное масло – ATF.

Насосное и турбинное колеса оснащены крыльчатками. Наносное колесо закреплено на маховике, оно воспринимает усилие от него, крыльчатка этого колеса передает полученное усилие через масло на крыльчатку турбинного колеса, при этом часть усилия остается в самом масле. Для предотвращения потерь этого усилия в конструкцию включен статор, который производит перенаправление масла обратно на крыльчатку.

Блокировочная плита обеспечивает возможность прямой механической передачи вращения на коробку, без использования гидротрансформатора. Используется такая передача при определенных режимах работы силовой установки. А обгонная муфта нужна для возможности вращения статора.

Вторым узлом коробки является планетарный ряд. В этой коробке он выполняет роль блока шестерен МКПП. Этим рядом осуществляется увеличение или уменьшение крутящего момента, а также для смены направления движения. Конструкция планетарного ряда включает два и более планетарных редуктора, установленных последовательно. Каждый редуктор состоит из водила, сателлитов, солнечной и коренной шестерен.

Управление планетарным рядом осуществляется системой фрикционов и тормозов, которые блокируя элементы того или иного редуктора обеспечивают автоматическую смену передачи. Если сравнить с механической коробкой, то система фрикционов – это ползуны с вилками включения передач.

За работой АКПП следит блок управления. На современных авто применяется электронный блок управления. Состоит он из электронной части и гидравлического модуля. Этот модуль состоит из нескольких клапанов, которые управляют потоком рабочей жидкости. За открытие и закрытие этих клапанов отвечает электронная часть, которая считывает данные с датчиков и формирует сигнал, обеспечивающий работу клапанов.

Автоматическая коробка передач смазывается маслом, которое постоянно циркулирует внутри ее. Циркуляция обеспечивается масляным насосом, а для исключения перегрева масла используется система охлаждения его.

Признаки неисправности

Признаками неисправности АКПП, помимо вывода соответствующего сообщения на дисплей бортового компьютера, которое может появиться не всегда, является также сторонний шум при работе. Так, гидротрансформатор АКПП признаки неисправности имеет в виде негромкого воя с колеблющейся амплитудой, потери динамики набора скорости, отсутствия движения.

Непрерывный вой может указывать на недостаток масла в АКПП, попадание воздуха в систему из-за износа уплотнительных прокладок и колец, сильный износ масляного насоса.

Жужжащий звук может издавать блок управления, в частности клапана гидравлического модуля.

Дребезжание при работе АКПП может сигнализировать и проблемах с гидротрансформатором или планетарным рядом.

Также о неисправности может указывать нетипичное поведение АКПП – рывки при начале движения, падение динамики, прекращение движения даже при установленном в нужном положении селекторе КПП.

Основными причинами неисправности такой коробки зачастую является не соблюдение правил эксплуатации авто с такой коробкой, не проведение технического обслуживания, которое обычно сводится к промывке системы и замене масла. Не стоит забывать и о естественном износе.

Но чаще всего причинами неисправности является не соответствующий стиль вождения. Так, при спортивном стиле возможность «убить» АКПП значительно выше, чем при спокойном стиле.

Негативно на такую коробку влияет и систематические перегревы, а также начало движения без предварительного прогрева КПП.

Диагностика и устранение неисправностей

Неисправности с АКПП можно разделить на две группы – неисправности с электронной составляющей коробки и неисправности с механической составляющей.

Часть неисправностей электронной составляющей можно продиагностировать при помощи специального сканера. При этом определяется работоспособность всех нужных датчиков и клапанов гидравлического модуля, правильность параметров работы.

Возможны также механические повреждения электронной части – обрыв проводов, окисление клемм, отсутствие контакта. Такие неисправности продиагностировать сканером не всегда удается, выявить их можно при визуальном осмотре и прозвоне проводки.

А вот диагностика механической части АКПП намного сложнее, поскольку косвенные признаки точной информации о том, какой из узлов коробки неисправен - не дадут.

К примеру, пробуксовка может являться следствием неисправности гидротрансформатора, гидравлического модуля, фрикционов. Поэтому определение, какой из узлов неисправен у АКПП, возможен только после снятия коробки с авто, разборки и дефектовки.

Небольшое представление о неисправности механической части АКПП может дать масло, залитое в нее. Недостаточное его количество, сильная загрязненность и наличие сторонних примесей в нем, запах горелого будет сигнализировать о проблемах именно с этой частью, но какой – не укажет.

 

Сложность устранения неисправности зависит от того, какой узел работает проблемно. Неисправности по электронной части устраняются значительно быстрее и легче. Достаточно подключить сканер, выявить какой из датчиков не работает или работает с перебоями и заменить его. Найти обрыв можно путем прозвона, а после заменить поврежденную проводку.

Проблемы с механической частью устранить сложнее. Коробка полностью демонтируется, производится ее разборка, осмотр составных частей, определение, какой из узлов поломан. Обычно восстановление работоспособности механической части устраняется заменой неисправного узла, промывкой системы и заливкой нового масла.

 

Прошлая статья - Замена топливного фильтра


comments powered by HyperComments

Стоит почитать на Koledo.ru:

  1. Показан Mercedes-Benz F 015 Luxury in Motion
  2. Модель ЛАДА-Нива
  3. Модель ГАЗ 22 авто, как продолжение истории
  4. ВАЗ-2109 технические характеристики
  5. Acura RDX технические характеристики

 

Счетчик