Каталог Мото
Отзывы
Спец. статьи

При выборе аккумуляторов необходимо учитывать множество параметров.

Существует множество аккумуляторов, и выбрать желаемый среди них очень сложно. Для этого надо знать их устройство и правильный порядок обслуживания. Опишем основные части аккумуляторной батареи (АКБ).

Тип пластин аккумулятора


В кислотных аккумуляторах применяются два типа пластин: поверхностные и пастированные. Объединяет их наличие на рабочей поверхности активного вещества на свинцовой основе, а отличие состоит в каркасе. У поверхностных обычно используется сам свинец, на который электрохимическим методом наносится активный слой. Пастированные бывают нескольких видов, но общим является наличие несущей решетки или каркаса.

Вид сепаратора

Сепаратор служит для предотвращения короткого замыкания пластин. Его задача не просто изолировать их друг от друга, но и дать электролиту максимальную возможность взаимодействия с ними. Поэтому пористость сепаратора, его способность пропускать электролит и механическая прочность являются основными показателями. Часто пропускная способность обозначается как коэффициент открытия.

В разные времена сепараторы изготавливались из различных материалов, некоторые из которых применяются сегодня. К ним относятся следующие типы:

  • Деревянные и/или бумажные. Короткий срок службы компенсируется низкой ценой. Для увеличения ресурса применяют специальные добавки.
  • Резиновые (эбонитовые). Коэффициент открытия достигает 50%.
  • Хлорвиниловые. Отличаются высокой химической стойкостью и более высоким показателем пористости, чем у резиновых.
  • Мипоровые. Они изготавливаются из пористой резины, латекса, каучука. Являются сегодня самыми распространенными в АКБ.

Важной будет и форма сепаратора: наиболее рациональная – в виде конверта, в который помещена пластина. Это позволяет полностью ее изолировать и монтировать на дно корпуса АКБ без подставок, увеличивая тем самым внутренний объем АКБ.

 

Отличаются батареи также по способу эксплуатации и зарядки, виду электролита, а также области применения.

Способ эксплуатации аккумулятора

Под этим параметром подразумевается цикл работ, связанных с обслуживанием батареи. Основное действие – заряд АКБ до требуемого значения по выходному напряжению (более 12V) и плотности электролита (1,27 – 1,29 г/см³).

 

В процессе заряда может потребоваться долив дистиллированной воды или полная смена электролита. Автомобильные аккумуляторы изготавливаются двух видов: обслуживаемые и необслуживаемые. Первые оснащены заливными крышками, дающими доступ к содержимому банок. Необслуживаемые обычно изготавливаются на весь период службы как полностью готовое устройство, без свободного доступа к банкам.

Способ зарядки аккумуляторов

Существует три основных способа зарядки – постоянным током, напряжением и комбинированный метод. Первый пригоден для обслуживаемых батарей и состоит в их зарядке током со стабильной величиной. Она рассчитывается по формуле: емкость АКБ, умноженная на 0,12. Напряжение может колебаться от 12V до 15V, в зависимости от зарядного устройства.

Второй метод приемлем для необслуживаемых АКБ: происходит зарядка батареи постоянным током с фиксированным напряжением. При этом сила равна произведению емкости АКБ на 0,15.

Комбинированный удобен для любых типов аккумуляторов и состоит в последовательности сначала первого, а затем второго методов. Многие АКБ разработаны для такого способа зарядки, поэтому необходимо наличие зарядного устройства-автомата.

Вид электродвигателя

По виду электромотора АКБ подразделяются на тяговые и стартерные. Последние рассчитаны на кратковременную высокую нагрузку, возникающую в электроцепи в момент запуска двигателя автомобиля. Тяговые способны длительно питать электромотор, но в более щадящих условия из-за наличия на нем редуктора. Такие АКБ применяются в электропогрузчиках, электромобилях.

Область применения

Аккумуляторы используются для питания различных электродвигателей. Зимой для дизельных автомобилей лучше использовать более мощные АКБ из-за более проблематичного пуска дизеля, чем бензинового мотора. Малогабаритные АКБ применяются в мотоциклах, моторных лодках с электроприводом. Крупногабаритные – на грузовиках и в качестве тяговых АКБ на складских и иных транспортных средствах с приводом от электродвигателя постоянного тока.

Тип зарядного устройства

Отличаются эти приборы по возможностям автоматического/ручного поддержания тока, напряжения и самостоятельному отключению по факту зарядки. Выбираются «зарядки» по силе тока, которую требует аккумулятор. Эта величина называется минимальным током заряда, и она указана в параметрах АКБ. В качестве сервиса на некоторых зарядных устройствах присутствует опция запуска двигателя от них, вместо «севшего» аккумулятора.

Гелевые или кислотные аккумуляторы

Принципиальное отличие в этих типах АКБ состоит в консистенции электролита. В гелевых он очень плотен, а в обычные заливается в жидком состоянии. Это ключевое отличие дает некоторые преимущества гелевому: он обладает практически стабильной плотностью электролита, а срок его службы примерно в два раза выше, чем у обычного. Гель не испаряется, поэтому он не нуждается в доливке. В качестве минусов стоит отметить вероятные проблемы у некоторых моделей с работой при сильном морозе и возможную потерю работоспособности при излишнем перезаряде.

Рекомендуемые марки аккумуляторов: дорого или качественно

Можно условно разделить АКБ по стране-производителю. В число признанных вошли немецкие и американские аккумуляторы. Модели из ФРГ - Bosch и Varta. Их приличная цена компенсируется высокой надежностью и долговечностью. Американский Medalist схож по качеству с немецкими конкурентами, но пока не может полностью соперничать с многолетней известностью «немцев», особенно с Bosch. Российский Akom и турецкий Mutlu дешевле, но также считаются надежными рабочими лошадками. Завершает соотношение цена/качество белорусский ZUBR и российский «Зверь». Несмотря на приемлемую цену большинства моделей, их плюсом является надежная работа в зимнее время.

Какие аккумуляторы выбрать для зимы

Принято считать, что все параметры АКБ при температуре ниже –18˚C уменьшаются почти в два раза. Поэтому для зимнего использования необходим аккумулятор, способный обеспечить максимальный ток при такой температуре (ток холодного пуска), с напряжением под нагрузкой не менее 7,2V. Эта величина является минимальной, при которой АКБ в состоянии провернуть стартер. Каждый аккумулятор рассчитан на свой ток холодного пуска, и чем он выше, тем лучше. Эта величина указана в сопроводительной документации.

Как продлить срок службы автомобильного аккумулятора?

Для этого он должен соответствовать своему назначению, а ток от генератора быть достаточным для поддержания баланса разряд/заряд. В зимнее время при первом пуске лучше на пять секунд включить фары, «активировать» АКБ. Также рекомендовано включать стартер не более десяти секунд и делать перерывы в минуту при неудачном пуске двигателя.

Важно крепко закрепить АКБ на своем месте: вибрация отрицательно сказывается на пластинах. Регулярное ТО, проверка уровня электролита и его плотность также способствуют долгой работе батареи. В зимнее время не стоит сразу заряжать АКБ, а нужно дать ей прогреться до температуры помещения.

 

Прошлая статья - Повышенный расход топлива


comments powered by HyperComments

Стоит почитать на Koledo.ru:

  1. Модель ГАЗ 21 автомобиль и его технические характеристики
  2. Модель УАЗ 469
  3. Модель ГАЗ 14 автомобиль мечты
  4. Модель Соболь Next марки ГАЗ
  5. Модели автомобилей УАЗ

 

 

Счетчик